Рекомендации педагогам, родителям и более взрослым учащимся.
Как мы выяснили, что процесс адаптации очень индивидуален для каждого ребенка, поэтому мы вывели список основных рекомендаций, которые могут помочь ребенку пройти период социализации и адаптации менее болезненно.
Рекомендации педагогам по адаптации учеников:
- На родительских собраниях, а также индивидуально с родителями проведите беседы с целью улучшения эмоционального состояния ребенка в семье, его благополучия в среде взрослых.
- Помните об индивидуально-психологических особенностях развития каждого ребенка.
- Приобщайте ребенка в доступной форме к социальным и нравственным нормам.
- Вам следует наладить контакт с родителями детей.
- Создайте эмоционально благоприятную атмосферу в классе.
- Учитывайте трудности адаптационного периода, возрастные особенности учеников.
- Наладьте эмоциональный контакт с учениками и с классом в целом, а также с их родителями.
- Организуйте личное общение с каждым учеником своего класса, будьте в курсе их радостей и переживаний.
- Помогите детям организовать их деятельность.
- Включите детей, занимающих низкое статусное положение в классе, в общественно значимую деятельность, повышая их авторитет и самооценку.
- Используйте игровые психологические методики для создания в классе атмосферы доброжелательности и конструктивного взаимодействия, позволяющую детям ослабить внутреннее напряжение, познакомиться друг с другом поближе и подружиться.
- Помните, что процесс адаптации в классе во многом зависит от обстановки в классе, от того, насколько комфортно и безопасно ребенок себя чувствует во время учебы, в ситуациях взаимодействия с учителем и одноклассниками.
Рекомендации родителям по адаптации детей
- Встречая ребенка после школы, будьте спокойны, не задавайте вопросов, дайте ему расслабиться после тяжелого дня, проведенного в окружении множества людей.
- Если ребенок чересчур возбужден, жаждет поделиться с вами, то не отмахивайтесь от него, не откладывайте на потом.
- Если видите, что ребенок огорчен, но молчит, то не допытывайтесь, он сам все расскажет.
- Старайтесь не напоминать ребенку перед сном о каких-то неприятных историях из их жизни в школе.
- Проконсультируйтесь у психолога по вопросам адаптации ребенка к школе.
- Заранее узнайте у врача, какой тип адаптации возможен у ребенка, и своевременно примите все меры при неудовлетворительном прогнозе.
- Тренируйте буквально с самого рождения систему адаптационных механизмов у ребенка и приучайте его к ситуациям, в которых требуется менять формы поведения.
- Избегайте обсуждение при ребенке волнующих вас проблем, связанных со школой и учителями.
- Проводите с ребенком беседы на тему того, как он себя чувствует в классе, комфортно ли ему, примите меры для того, чтобы он почувствовал себя нужным и важным.
- На родительских собраниях интересуйтесь у учителя по поводу того, как ваш ребенок адаптируется к одноклассникам, учителям, есть ли у него какие-то проблемы с общением.
Рекомендации взрослым учащимся:
- Подготовься к первому учебному дню. Узнай про учебную форму, расписание на сайте учебного учреждения
- Если есть возможность, то посети учебное учреждение заранее, чтобы узнать где находятся классы, спортзал и т.д.
- В первый учебный день окружите себя вещами, в которых вы чувствуете себя комфортно, чтобы снизить уровень стресса и волнения. Оденьтесь в удобную одежду, приготовьте любимый завтрак, встаньте пораньше, чтобы никуда не торопиться.
- Если Вы очень сильно волнуетесь, то улыбайтесь. Так вы будете выглядеть более дружелюбно.
- Не бойтесь первыми начинать общение. Познакомьтесь с новыми одноклассниками/одногруппниками.
- Не бойтесь подходить к преподавателям и задавать интересующие Вас вопросы. Запишитесь на факультативные занятия, которые Вас заинтересовали.
- Не пытайтесь притворяться кем-то, ведите себя так, как комфортно Вам.
- Не бойтесь просить о помощи.
- Запаситесь терпением. Адаптация – очень сложный процесс, который требует немало времени.